?

Log in

ХАНЧЖОУ

Завтра открывается китайский саммит G20. Встреча пройдет в городе Ханчжоу.

Я был в Ханчжоу 17 лет назад. Храм смеющегося Будды, Музей чая…

Главная красота – озеро Сиху. Озеро, не похожее ни на русские озера, ни на озера в Швейцарии и Северной Италии. Берега озера в загадочной дымке, смотришь, как сквозь марлю. Туман, дожди. По местной легенде девушка на спор изобрела зонтик, чтобы в плохую погоду можно было любоваться озером Сиху с любого места на берегу. А юноша построил десять беседок и проиграл спор. Родина зонтиков, шелков, дорогих сортов риса и чая.

Прочитал тогда в путеводителе «Полиглота», что Марко Поло назвал Ханчжоу красивейшем городом земли с населением 1 миллион 600 тысяч человек (это в XIII веке!).

Только этим летом попала в руки Книга Марко Поло. Там немножко не так: «без спору то самый лучший, самый величавый город в свете», «было там двенадцать ремесел и для каждого ремесла было двенадцать тысяч домов, в каждом доме было по меньшей мере десять человек, а в ином пятнадцать, а то и тридцать или сорок [умножьте, если хотите], не все конечно, мастера, но и работники, что по указанию мастера работают; и всем было дело, потому что отсюда снабжаются многие другие города и области», «По велению царя, всякий занимался отцовским ремеслом, и хоть бы у него было сто тысяч безантов [денежная единица], заниматься другим ремеслом он не может».

Приятно вспомнить прекрасный город Ханчжоу, столицу провинции Чжэцзян, китайский город с японским оттенком.

ЗАБАВНОЕ СХОДСТВО

Никогда не лез в политику, но тут сходство забавное. Сообщают:

«12 августа премьер РФ Дмитрий Медведев заявил, что руководством России может быть принято решение о разрыве дипотношений с Украиной, если у Москвы не останется других инструментов для того, чтобы "отрезвить" Киев.»

А вот отрывок из моего детектива «Дуэльная ситуация» - задание, которое дает иностранная разведка своему агенту:

«Дорогой Серж!

В связи с последними событиями, нам было бы желательно, чтобы Вы в разговоре с коллегами высказывали мнение, что России следует разорвать дипломатические отношения с США и Великобританией. Среди Ваших коллег должно создаться впечатление, что в таком разрыве дипломатических отношений нет ничего невероятного, и что такой разрыв был бы с радостью воспринят многими гражданами России.

Будет ли внесено такое предложение официально? Это маловероятно, и сейчас неважно для нас.»

На портале "Свободная пресса" вышла моя статья «Конец литературного тысячелетия» о писателях “шестидесятниках» и о современных писателях.

.

Вице-премьер правительства Ольга Голодец заявила, что, по меньшей мере, 65% россиян не нужно высшее образование в связи с повышением качества среднего специального образования по многим профессиям.

И все зашумели, стали возмущаться, как же так, ведь все равны! Хотя любому человеку, имеющему отношение к высшей школе, очевидно, что большую часть студентов университетов, действительно, следует выгнать. Они не тянут, мучаются, ничего не понимают, ломают свою психику и коверкают душу. Все усугубляется системой платного обучения, когда значительная часть студентов приходит к тезису: «Я заплатил – ставьте зачет». Бывает, что еще доплачивают мимо кассы – прямо в карман мерзавца - преподавателя.

Необходимость сокращения количества мест в университетах объективно обоснована - не может быть такого количества (такого процента) молодых людей, которые по своим способностям и по уровню школьной подготовки могут выучиться на специалистов высшей квалификации (инженеров, юристов, врачей, историков, физиков, химиков и т. д.) И народному хозяйству не нужно столько молодых специалистов с в/о. Нужно это только университетам, готовящим из плохо подготовленных абитуриентов неучей с дипломами. Помните повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда»? В наше время герои повести учились бы в одной университетской группе: Тимур - на бюджетном месте, а хулиган Мишка Квакин – на платном, и оба бы получили одинаковые дипломы. Речь идет о «массовых университетах» (термин ректора ВШЭ проф. Я. Кузьминова), к элитным учебным заведениям этот упрек не относится – в них трудно поступить, там трудно учиться, и оттуда выгоняют.

Я не знаю про повышение «качества среднего специального образования по многим профессиям», о котором сказала Ольга Голодец. Возможно, что мотивация эта не обоснована. Но вывод вице-премьер правительства сделала верный: столько специалистов с дипломами университетов не нужно.

Приятная награда

Вчера получил награду Следственного комитета за повесть «Дуэльная ситуация». Мероприятие прошло в рамках конкурса на лучшее освещение деятельности ведомства в СМИ, кино, литературе. Подробнее о победителях и церемонии можно прочитать на официальном сайте СК и в новостях.
Уже писал про усталость кинематографа. Усталость отрасли проявляется через усталость ее ведущих представителей.

Талантливый, умный и обаятельный Карен Шахназаров рассказал о современном российском кинематографе. Шахназаров - прекрасный, любимый мной режиссер (один фильм "Сны" чего стоит!) и сильный многолетний руководитель Мосфильма. Но каждый его тезис в этом интервью вызывает у меня протест.

Зачем очередная "Анна Каренина"? Шахназаров объясняет, зачем. Объяснение обычное, попытка перевести простое в сложное. Такие же объяснения дают все авторы ремейков. Хотя всем ясно, что снимают повторы, потому что не могут найти новой литературной основы для хорошего кино. Талант и мастерство у режиссера есть, снимать хочется, "замах" большой, а снимать нечего. Вот и перепевают старое. Схема простая - люди читать перестали, писатели пишут плохо, критики имеют низкую квалификацию и не могут отыскать и предложить кинематографу достойные экранизации современные произведения. Остается экранизировать многократно экранизированное и доказывать зрителю, что это - другое кино.

Про "Анну Каренину" - главный вопрос, тема интервью. На сопутствующие вопросы Карен Шахназаров тоже дает лукавые ответы: "Если бы вы сейчас были молодым кинематографистом, вы бы добились успеха?" - "Сомневаюсь. Таких возможностей, какие были в СССР, у нас сейчас нет". Понятно, что Карену Шахназарову сейчас было бы труднее пробиться, чем при Брежневе! И все интервью в том же духе.

Рассказ усталого мэтра о своей тяжелой творческой жизни…

Третье сословие

На портале "Свободная пресса" вышла моя колонка о "третьем сословии" непризнанных гениев. Прочитать статью можно по ссылке.

Существо человека

Есть в переменчивом море человеческой души твердокаменные утесы. Их не очень много, но они незыблемы. Если общественный строй опирается на эти твердыни, человечество процветает, если государство пытается эти твердыни разрушить, то оно обречено. Примеров много.

Социализм отменил естественные стимулы человека к труду, захотел создать новые, неестественные. Производительность труда стала низкой, поэтому социализм не прошел.

Читателей стало меньше, и читать стали по-другому. Ищут в книгах не ответы на душевные запросы, а спецэффекты. Не учатся у мудрецов и знатоков человеческой души. Да еще и винят в этом великую русскую литературу. Нашли цитату: "Порой после чтения русских писателей [...], например Достоевского, Чехова и даже Пушкина, я невольно спрашивал себя, почему у них так много ненормальных героев…" Думаю, что французский писатель Луи-Фердинанд Селин в 1936 году неудачно пытался найти объяснение начинающимся репрессиям в СССР и додумался свалить вину на литературных классиков, теперь его цитируют. Все наоборот, сейчас беда в том, что классиков не читают, Чехов кажется скучным, души молодых людей не формируются. Вот они, воспитанные няньками, и гоняют по улицам, давят людей, а их чиновные папаши отмазывают их от ответственности, покупают им призовые места на олимпиадах и высокие должности (после покупки диплома). Как говорил сказочный король, связи связями, но надо же и совесть иметь! Еще один утес, необходимый для благополучной жизни страны. Общество, где будут заправлять подросшие нянькины дети чиновных родителей, обязательно рухнет.

Воркотня, конечно, но совет, Как британская литература может избавить от "групп смерти" кажется мне странным.

Сложное задает!

В моей родительской практике был случай. В школе создали экспериментальный класс. Записывали сильных учеников по желанию. Обещали, что учить будут лучше, но спрашивать станут строже. Уже через месяц родители стали писать, жаловаться наверх, что их детям занижают оценки. Директриса устроила родительский суд: "Мы не позволим из-за сомнительных экспериментов подрывать показатели и мучить детей!" Первым возмущаться учительницей от имени родителей пригласили меня. Но я стал петь другую песню: "Мы добровольно приняли участие в эксперименте, а теперь ставим учительнице палки в колеса". Директриса мгновенно перестроилась: "Мы не позволим некоторым склочным родителям губить дело и обижать педагога-новатора!" Дальнейшее обсуждение в этом плане и пошло.

В городе Златоусте было то ли так, то ли не так. Но учительницу показали по телевизору, на уголовницу она не похожа. Привыкли, что отметки ставят просто так, а уж если надо выучить "Травка зеленеет, солнышко блестит", то, зараза, училка, сложное задает, падла (этот клип, наверное, все видели).
Старики, уставшие от жизни, плохо воспринимают новую информацию. Например, человек, запоем читавший книги в молодости, в старости меньше читает, больше перечитывает. Также и у кино бывают, наверное, периоды усталости, как у человека. В эти периоды начинают "перечитывать", переснимать хорошие фильмы прошлых лет. Создатели нового варианта так и говорят: "Денег на фильм про войну мало, а нужен успех? Тогда переснимем "А зори здесь тихие"". И "Тихий Дон", и "Экипаж". Получается иногда неплохо. К тому же, появляется тема ремейк-споров: "Какой Григорий Мелихов лучше – тот, или этот?"

Зачем переснимают? В ответ ученые киноведы рассказывают про концепции, трактовки образов и становится ясно, что сквозь их плотные ряды никому не пробиться с новым произведением. В театре, когда Джульетте под шестьдесят, нужно снова ставить спектакль, чтобы у нового поколения были свои "Ромео и Джульетта". Но в кино-то Аксинья вечно молодая и прекрасная! Никто роман "Тихий Дон" заново не переписывает, а кино переснимают.

Период усталости пройдет, кинематограф отдохнет и двинется вперед к новым шедеврам. Опасно только, что придется догонять, компенсировать потерянное на ремейки время.

Latest Month

Февраль 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Метки

Syndicate

RSS Atom
Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek